Во время пандемии, менее чем за год, компания погрузилась в совершенно новую для себя отрасль — здравоохранение. Каким было организовать это?
Сначала мы хотели обеспечить стабильную производственную базу для рынка диффузных кровельных мембран, и приобретение завода в Германии в июне прошлого года было, главным образом, именно для этой цели. Мы знали, что завод в Ашерслебене также пригоден для производства сырья для медицинской отрасли (средств защиты), значение которой возросло во время пандемии. По мере роста спроса, большая часть нашего производства уже состояла из масок и защитной одежды, а затем развитие высокопроизводительного сегмента здравоохранения стал частью нашей бизнес-политики. Начало работы было с большим преимуществом, поскольку с приобретением немецкого завода мы получили значительную базу знаний, квалифицированную рабочую силу и менеджмент, а также ноу-хау, лицензии. Я также имею личное представление о том, как работает здравоохранение, поскольку почти десять лет работал в отделе медицинского здоровья компании Johnson & Johnson на должности руководителя бизнеса.
В этом году вы планируете осуществить 2 инвестиции в здравоохранение общей стоимостью 12 млрд HUF в своем главном офисе в Шарсентмигали. Какова цель компании?
Для того, чтобы расширить производственные мощности сырья, мы начали еще в прошлом году крупнейшую в нашей истории модернизацию фабрики в Шарсентмигали суммой 9,5 млрд. форинтов, а потом решили выйти на рынок готовой медицинской продукции через потребности, возникшие в нашей стране. Необходимые разработки будут внедрены с 2,6 млрд. форинтов. Это создает интегрированное производство, что дает нам гораздо более эффективное функционирование и конкурентоспособность на региональном уровне. Существует немного производителей для здравоохранения, которые производят самостоятельно и сырье. Проекты развиваются запланированными темпами: производство сырья в июне и выпуск готовой продукции в сентябре.
Насколько значимой для компании является победа в тендере?
Мы поставляли небольшое количество средств защиты венгерской системе здравоохранении, но мы еще не имели такого большого заказа, поэтому заключения текущего контракта на поставку является важным этапом для нашей компании. С точки зрения основного бизнеса, наша клиентская база, как правило, включает строительные оптовые и розничные базы, а также магазины “сделай сам”, с которыми мы в основном работаем в непрерывном режиме, но это соглашение имеет другой размер и характер по сравнению с ними.
Как выглядит производственный процесс?
Для этого заказа сырье поставляет наш немецкий завод, но сама спецодежда уже производится у нас дома. Производственный процесс: мы работаем с пятью крупными отечественными интеграторами, косвенно с 50 швейными цехами, где около тысячи человек изготавливают защитную одежду, которую, с соответствующей упаковкой, мы доставляем для нужд венгерского здравоохранения. Мы можем говорить о настоящем национальном сотрудничестве, поскольку мы закупаем химическое сырье в группы Mol. Спецодежда сертифицирована. Международный квалификационный процесс был очень важным для нас, и это открывает нам возможности реализации спецсредств и за рубежом. Мы в первую очередь стремимся удовлетворить потребности венгерской системы здравоохранения, но наши производственные мощности сырья уже превышают это. Мы можем легко продавать сырье на экспортные рынки, но мы также хотим появляться и с готовым продуктом, прежде всего, в соседних странах. Теперь мы исследуем где, и какие уникальные сертификаты для этого нужны.
Вы не опасаетесь, что спрос на эти товары упадет по мере стихания пандемии?
В дополнение к производству защитной одежды, мы будем иметь широкий ассортимент товаров для здоровья. Действительно, будет меньше нужд в специальной защитной одежде, но рынок одноразовых изоляционных товаров постоянно расширяется и будет продолжать это делать. В этой области стерилизованный текстиль все чаще заменяется синтетическим гигиеническим текстилем, и мы как раз такой и используем для изготовления бахил, головных уборов, защитных и хирургических халатов. Благодаря этому мы можем стать стабильными поставщиками для нужд венгерского здравоохранения.
Планируются новые инвестиции или приобретение кроме недавно анонсированных крупных проектов?
Уже описаны инвестиции создадут основу для нашего опубликованного плана роста доходов и прибыли на 2021-2023 годы, но тем временем мы уже работаем над разработками, которые заложат основу для роста на следующий период. Мы рассматриваем возможности в области строительства и здравоохранения, как на «свежих» полях, так и на проектах приобретения. В строительной отрасли мы видим будущее, прежде всего, в области изоляции. Этот сегмент поддерживается не только все более строгими энергетическими требованиями, но и рядом государственных стимулов, которые мы хотим максимально использовать. Кроме этого, мы верим, что у нас появятся новые возможности в области здравоохранения, которая характеризуется высоким уровнем прибыли. Мы ожидаем, что оборот обоих секторов будет стабильно расти, и к концу десятилетия они могут составлять 50-50 процентов в результатах деятельности группы Masterplast.
Несколько компаний, представленных на бирже, «повторялись» в рамках Программы облигаций центрального банка. Есть ли у
Masterplast в планах еще один вывод?
Мы об этом думаем. Мы хотим использовать благоприятные ресурсы для наших разработок, и поскольку наша доходность продолжает расти, мы можем создать финансовый фон, выпустив дополнительные облигации.
Какими были тенденции на рынке Masterplast в первом квартале, каких результатов вы ожидаете?
Наш год начался хорошо: государственные меры, такие как субсидия на реконструкцию жилья, пятипроцентный НДС — имели положительное влияние на венгерский рынок. С начала года рынок сырья был беспокойным, поставки задерживались и цены резко росли. В то же время, мы начали год из значительных стратегических запасов, и благодаря нашему сильному финансовому положению, мы также обеспечили поставку сырья и готовой продукции на ближайший период. Наше производство идет по плану. Влияние всего этого также отразится и на результатах первого квартала, обеспечивая достижение целей финансовой деятельности на 2021, объявленных в начале января.
Год назад акции Masterplast были оценены примерно на 600 форинтов, а недавно курс составлял более 3000 форинтов. Реалистично рынок сегодня оценивает стоимость?
На самом деле компания испытывает огромной трансформации — от классической строительной компании, той, которая все больше сосредоточивается в индустрии изоляции и имеет стратегические позиции в области здравоохранения. Благодаря увеличению инвестиций в Суботице до конца года мы станем вторыми по величине производителями стеклоткани в Европе, тогда как наш рейтинг как медицинской компании будет также переоценен с точки зрения инвесторов, поскольку наша доходность значительно возросла. Ранее мы имели рентабельность EBITDA 6-8 процентов, теперь эта цифра является двузначной, и мы стремимся быть еще лучше. Это повышение эффективности также должно отражаться на цене акций. Учитывая все это, повышенный интерес инвесторов понятен. Мы гордимся тем, что мы являемся четвертой или пятой по величине компанией на венгерской фондовой бирже, доля которой составляет 36 процентов.